Общество
Потенциальный Корсаков

​Символы стелы

ANGEL-OF-DARK
ANGEL-OF-DARK
31 July 2019, 12:54

Потенциальный Корсаков

12:54
119
Потенциальный Корсаков

Символы стелы

На въезде в Корсаков стоит стела. Все как положено для портового города — чайка, якорь. Мимо пролетают машины, и никто, конечно, не замечает, что опирается якорь на вросший в землю диск от "Москвича" — для устойчивости.

Я не сторонник искать черную кошку в темной комнате, когда ее там нет, но в данном случае все предельно символично.

Ну, во-первых, ясно, что памятный знак сделан, наспех, что называется на коленке, хозспособом, как и многое в городе, что накладывает явственный отпечаток на его облик. Впрочем, в этом Корсаков схож с другими сахалинскими городами. Да, пожалуй, и с большинством российских. Относительно "проработанный", чистый и засаженный цветами центр радует глаз, но чем дальше от главной улицы, тем больше хаотичности, пыли и запущенности.

Нет, это не призыв к тому, что надо менять стелу, и тогда все здесь заблестит и засверкает. Хотя, как признались в городской администрации, планы поставить на въезде что-то более возвышенное и устремленное в будущее есть.

— Но против выступают наши краеведы. Как их переубедить?

Вопрос этот, понятно, не ко мне, это не мой спор. Здесь решать самим корсаковцам. А я здесь, хоть и нередкий, но все-таки гость. По мне так места здесь хватит и старому памятнику, и новому, а там уж история рассудит.

Тем более, что в Корсакове уже существуют серьезные проекты по современному прочтению прошлого. Например, по строительству реплики Муравьевского поста, с которого в позапрошлом веке начался город. Это на возвышенности на пересечении Вокзальной и Окружной. А расположенный у подножия пустырь должен превратится в сквер с набережной, искусственным островом, рядом будут кемпинги, кафе, частный музей истории СССР, коллекция для которого уже собрана местным предпринимателем. И вообще, в городе есть множество интересных и современных идей по обустройству такого, что сейчас принято называть общественными пространствами.

Но останавливаться на этом не буду, отошлю заинтересовавшегося к недавней публикации Эдуарда Фраера "Корсаков помечтал о будущем", где все отписано довольно подробно.

А в комментариях к ней, кстати, весьма показательные мнения горожан, которые традиционно мало чему верят. Хотя тем, кто лично был на публичных слушаниях, проекты понравились.

А я по этому поводу скажу так — их, наверное, воплотят в жизнь. Но нескоро. По крайней мере, не в ближайшие два-три года. В эти ближайшие два-три года все силы и средства будут брошены в другой, более грязный, но не менее грандиозный проект.

Чтобы рассказать о нем, вернусь в памятной стеле. Еще одно символическое ее значение — у любой постройки должно быть надежное основание. Диск от "Москвича", хоть и раритет, но таковым основанием не является. То же самое можно сказать и о корсаковской канализации.

О таких вещах граждане задумываются мало. Да, наверное, и правильно. На это есть специальные службы. Но рано или поздно проблема всплывает перед всеми — в прямом и переносном смысле этого слова.

В Корсакове просто нет очистных сооружений. А система водоотведения представляет смесь труб различных времен, начиная с японских, а потому грешит многочисленными порывами. Все течет куда? Правильно, в залив Анива. Есть специальная 300-метровая труба, которая отводит нечистоты подальше от береговой черты. Но есть и речка Корсаковка, которую здесь традиционно именуют "вонючкой". Подобные "вонючки" присутствуют во многих сахалинских городах, обозначая общую для всех них проблему. Но мы сейчас говорим о Корсакове.

Городские власти чуть ли не единственные в области смогли выбить финансирование на очистку и берегоукрепление реки. Но чисть не чисть, а если туда продолжаются прорывы городской канализации, — "вонючка" "вонючкой" и останется.

Ни во времена, когда южная часть острова называлась Карафуто, ни в годы советской власти этим не заморачивались. Текло и текло. Но сейчас так уже нельзя. Требования экологического законодательства ужесточаются с каждым годом. Штрафы растут. И правильно. Нечего сбрасывать в море всякую гадость. Побережье залива Анива является главным местом летнего отдыха сахалинцев. А в Корсаков заходят круизные лайнеры, иностранные туристы понимающе кивают головами — Россия, мол, что тут скажешь…

Кроме того, Корсаков стал резидентом Свободного порта Владивосток, то есть имеет определенный шанс стать городом современной экономики. А вот очистных сооружений у него нет. И строить здесь без них ничего уже нельзя.

Например, в Корсакове, как и в других городах страны, "квартирный вопрос" нисколько не решен. Ветхого и аварийного жилья сколько угодно.

Но в следующем году в городе построят всего два новых многоквартирных дома. Всего два. Хотя деньги есть. 355 миллионов рублей передала область местному бюджету на строительство жилья. И готова передать еще больше. Земельные участки подготовлены, строители готовы работать. Но нет техусловий подключения к системе водоотведения.

Скажу больше.

Как известно, руководство области достигло с Министерством обороны договоренностей о передаче неиспользуемых земель. В том числе, и в Корсаковском районе, и в самом Корсакове. Часть документов уже подписана, часть только готовится.

Но уже ясно, что речь идет об улице Федько, и Первой Пади — точнее, того массива, который идет к селу. Правда, "мореходка" туда не попадает, это земля другого федерального ведомства, которое передавать его бесплатно не хочет, а продает. Но рано или поздно земля освободится, недострой снесут, и скорее всего здесь будет большой красивый микрорайон малоэтажной застройки. Словом, коттеджи вырастут. А на продолжение Федько зайдут или бизнес, или многоэтажные дома. Это еще будет решаться.

А тем временем многоэтажный микрорайон — по сути дела "второй центр" города — будет строиться по Гоголя и выше. Здесь будет новая школа и еще один детский сад.

Однако все эти проекты упираются в систему водоотведения.

И потому, в первую очередь, будут менять ее. Полностью. Как в Невельске, где в рамках ликвидации последствий землетрясения 2007 года была полностью заменена вся городская инфраструктура.

Произойдет переукладка всей системы водоотведения, установка насосных станций. Очистные построят там, где и выходит в море канализационная труба, то есть в конце Свердлова. Строительство начнется в следующем году, а в последующие годы (2020-2022) система канализации будет полностью модернизирована.

То есть надо быть готовыми к тому, что Корсаков будут сильно копать.

И при этом будут копать еще и под газ. Да, тот самый газ, который сейчас ко всеобщему негодованию проходит мимо города на завод СПГ.

Газорапределительную станцию поставят на выезде — не доезжая до полигона ТБО. Рядом АГКНС, то есть газовую "заправку". От ГРС пойдут газопроводы в микрорайоны. Прежде всего, на ЦРК и ТЭЦ. И на две новые газовые котельных. А 16 угольных кочегарок, зимой отравляющих городской воздух, будут либо закрыты напрочь, либо перепрофилированы в тепловые узлы — чтобы не тянуть новые тепловые сети.

Попутно модернизируют и систему водоснабжения города. А вот потом можно будет вплотную заняться масштабным благоустройством. Хотя текущее наверняка не оставят без внимания.

Деньги для города

Знакомые горожане, слыша об этих планах, скептически хмыкают — это же огромные деньги. Кто их даст.

Действительно, проекты очень дорогие. Только "канализационный" потянет под три миллиарда рублей.

Но ведь и бюджет у городского округа немаленький. Узнав о сумме, а это где-то 6,3 миллиарда рублей, гости города впадают в некоторую прострацию и задаются неизбежным вопросом — а отчего тогда вокруг такая неустроенность и на что корсаковцы тратят такие большие деньги? Самих горожан этот вопрос тоже очень интересует.

А тут секретов никаких нет.

Несмотря на то, рядом расположен один из крупнейших в стране заводов СПГ, два крупных порта, развита рыбная промышленность, своих доходов у городского округа немного — порядка 1 миллиарда. Таковы особенности национального законодательства. Например, деньги от шельфа — то, что не забирает Москва — концентрируются в области. Но та их как раз и возвращает.

И 2 миллиарда рублей этого возврата — целевые субсидии на капитальные вложения. Те самые стройки, о которых говорилось выше. На начало работ по реконструкции системы водоотведения на этот год выделено 412 миллионов рублей. На начало работ по газификации — 216 миллионов рублей.

Есть и другие стройки. Например, наконец-то начали делать асфальт на Озерское — 177 миллионов рублей. В самом Озерском на асфальтирование улицы Центральной — еще 124 миллиона. 458 миллионов — на завершение строительства новой школы в Корсакове. А в целом на "социалку" выделено более 3 млрд рублей.

Ну и так далее.

Словом, сейчас задача — создание транспортной, коммунальной, социальной инфраструктуры. И уже на этом фундаменте можно будет развивать Корсаков на качественно новом уровне.

Другая экономика

Только вот нельзя забыть еще об одном моменте. Да, возможно, сделают красиво. Потенциальные возможности для этого есть. Только для кого?

Сегодня 3 тысячи активных корсаковцев ежедневно едут на работу в Южный, возвращаются вечером, то есть по сути дела в городе не живут, а только ночуют.

И это действительно проблема, которая будет определять будущее Корсакова. Поэтому следующим скептическим вопросом после денег звучит такой — а где тут работать?

И тут мы опять вернемся к символу на въезде, точнее к временам его создания, памятью о которых до сих пор живет немалая часть активных горожан. А потому их требования к властям — оттуда, из прошлого. Порт, БОР, агаровый завод. Обеспечьте их возрождение и развитие. И тогда все будет хорошо, как тогда.

БОРа не будет, это совершенно точно. У собственников добывающего флота сейчас свои более удобные точки дислокации.

Агаровый завод? Вряд ли. Синтетический агар-агар ничуть не хуже природного, но значительно дешевле. Правда, корсаковский можно было бы выводить на внешний рынок под маркой "эко", но пока все подобные попытки не увенчались успехом.

А порт — он есть, он будет, и его развитие неизбежно. Правда, рост грузооборота (сейчас это где-то 1,5 миллиона тонн в год) будет зависеть от того, что будут завозить или вывозить с Сахалина, то есть от общей ситуации в области.

Ну и, наверное, стоит под заход круизных лайнеров выбить строительство нового причала. Технически это возможно — швартуются же в Пригородном газовозы, которые не меньше круизеров.

А в остальном в Корсакове будет другая экономика.

Какая — сказать трудно.

Под Свободный порт Владивосток в район зашло 26 компаний. Они обещают вложить порядка 7 миллиардов рублей и создать 700 рабочих мест. 12 из них даже взяли себе земельные участки.

Тут, конечно, никаких гарантий — бизнес есть бизнес. Но важен сам факт, что Корсаков бизнесу интересен. Во многие наши районы его на аркане не затащишь.

Словом, перспективы есть. Но все мы люди в этом плане опытные. Пока сами не увидим — не поверим. И, собственно, правильно. Но держать в уме надо все, и перспективы в том числе.

Александр Волков.

Оцените новость

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...